[В Родительскую субботу на 2-ой седмице Великого поста] - 15.03.14 |
|
|
28.04.14 10:59 |
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братия и сестры, сегодня день, когда мы поминаем усопших. «Город мёртвых» растёт – вы это видите, – и в этом селе, и в других градах и весях; очень много сейчас умирает и молодых и старых, смерть как жнец ведёт свою «жатву». Страшные времена впереди, про которые в Святом Писании сказано, что живые будут завидовать мёртвым. А времена потому страшные, что всё больше мы отпадаем от Бога, всё меньше слышим заповеди Божии, и ещё меньше исполняем эти заповеди. Поэтому мы всё больше подвергаемся нападкам диавола, который разрушает нашу жизнь. Сказано, что заповеди Божии вводят в жизнь вечную, дают жизнь. Господь наш, как Он Сам сказал, есть Жизнь и Истина и Путь, но кто не хочет идти по этому твёрдому истинному Пути, приводящему к жизни, тот попадает в болото и тонет в нём. Любые трагедии, любая болезнь и смерть – не от Бога, так как Бог смерти не сотворил. Смерть пришла в этот мир после того, как в мир вошло зло; смерть – порождение зла. Смерть всё разрушает и уничтожает, и если бы Бог не хотел нас спасти и не пришёл бы в этот мир, у нас не было бы никакой надежды: всё, что бы мы ни делали, пожирала и отнимала бы у нас смерть. Но Господь пришёл, Господь захотел нас спасти, Сам взошёл на Крест. Представляете, мы в своих проблемах страдаем и плачем, и порой говорим: Господи, за что, почему? где же Ты? – а Господь на Кресте. Господь Сам умирал, и потому знает, что такое смерть. Он был неподвластен смерти, потому что Он Бог и совершенно безгрешен, но принял её, чтобы пройти тем же путём, каким идём и мы все, смертные люди, и чтобы Самим Собой победить смерть, – и Он её победил. И, несмотря на все страдания и скорби, на самом деле смерти нет. Хоть человек и уходит из этого мира, но если он был с Богом, на нём исполняется слово Господне: «Верующий в Меня даже если умрёт, оживёт» и «Верующий в Меня смерти не увидит никогда». Тот, кто был с Богом, перейдёт из этого мира в мир другой, – как бы родится в жизнь вечную. Теперь, после того как Христос пришёл чтобы нас спасти и победил смерть, смерть стала рождением в новую жизнь. И тот, кто жил с Богом, кто стремился к Нему здесь, на земле, – родится в жизнь вечную и сподобится Божьего Царства. А кому Бог был не нужен здесь, тому и в вечности Он будет не нужен, тот будет и там прятаться от Бога. Сказано в Святом Писании, что Суд людям в том, что пришёл в мир Свет, а они спрятались от Света во тьму, потому что они злы и дела их злы, ведь тьма не терпит Света. И святые отцы говорят, что двери ада будут заперты изнутри, – кому Бог не нужен, тот спрячется от Бога в аду и запрёт за собой дверь. Если здесь он привык ненавидеть, злобствовать, убивать, потакать себе во всём, блудить, грешить как хочет, он и там, в вечности, захочет это делать и спрячется от Бога. Так что не Бог будет судить мир, а Суд Божий в том и состоит, что Господь дал нам Свою благодать, Свой закон, Свою правду, Свою любовь, а мы должны сделать выбор: куда мы идём – к Свету или во тьму. Дай Бог, чтобы мы сделали правильный выбор и пошли к Свету, выше Которого нет ничего на земле.
|
Читать полностью
|
|
[В праздник Сретения Господня] - 15.02.2014 |
|
|
18.02.14 11:40 |
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Братия и сестры, поздравляю вас с праздником: сегодня мы празднуем Сретение Господне. Из сегодняшнего Священного Писания мы знаем, что Матерь Божия, Пресвятая Богородица, взяла Своего Богомладенца на руки и принесла в храм посвятить его Господу: «как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу». Именно в Израильском народе было откровение о том, что придёт Мессия – Спаситель мира, поэтому в каждом первенце мужского пола израильтяне ожидали увидеть Мессию, любой мальчик-первенец «Свято Господеви наречется». «В Иерусалиме был человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Симеон увидел своего Спасителя и, просвещённый Духом Святым, указал, что это Спас мира, Христос Бог наш.
В праздник Сретения есть традиция: перед Литургией освящать свечи, чтобы каждый зажёг освящённую свечу и держал её в руках всю Литургию, во образ праведного Симеона, которому Святой Дух открыл Истину и указал на Спасителя. Как праведный старец взял на руки Христа – Свет выше всякого света, так и мы берём в руки свечу из чистого воска и держим этот символ духовного света, символ нашего спасения, напоминание о том, что Бог есть истинный Свет, что Он пришёл к нам, чтобы прогнать всякую тьму и вывести нас на путь спасения. Так что помните: свеча это символ Самого Господа. Свеча должна быть из чистейшего воска, как заповедано ещё в древности, в Ветхом Завете.
|
Читать полностью
|
[В неделю о мытаре и фарисее - о возвышении и смирении] - 09.02.14 |
|
|
15.02.14 10:01 |
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Братия и сестры, поздравляю вас с праздничным воскресным днём. Сегодняшняя неделя называется неделей о мытаре и фарисее. Началась подготовка к Великому посту и Церковь начинает настраивать нас на духовную постовую жизнь, – подготавливает к этому подвигу. Сегодня в Церкви читалось Евангелие, в котором Господь рассказывает притчу о мытаре и фарисее. Когда в Церкви читается Евангелие – это значит, что Христос говорит с нами. Для того, чтобы причаститься Святых Христовых Таин, человек должен отстоять Литургию, но если по какой-то причине не успел к началу, то, по церковным правилам, нужно быть в храме до начала чтения Слова Божьего. Святые отцы говорят, что человек сначала должен причаститься Слова Божьего, а потом принять Тело и Кровь Христовы. Чтение Евангелия – это прикосновение к Божьей правде, к Истине, Которая есть Христос.
В сегодняшней притче Господь говорит нам: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь». Фарисеи – это праведники, которые настолько ревновали о Законе Божьем, что старались исполнить каждую букву закона. А мытарями были люди, которые собирали дань для Римской империи, часто брали лишнее, – для себя, жестоко поступали со своим народом; за это их все ненавидели и считали последними грешниками. «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!». Описав эту ситуацию, Господь сказал: «мытарь пошёл оправданным в дом свой более, нежели фарисей». Как же так? Мытарь был хуже всех грешников, а фарисей – ревнитель Божьей правды, почему Господь ни во что вменил его правду? Господь поясняет нам: «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Когда мы начинаем ходить в Церковь, молиться, жить по Божьей правде, бывает, что спустя некоторое время становимся напыщенными и говорим про других, что тот – алкоголик, а этот – блудник, забывая о том, что совсем недавно совершали то же самое. Но если раньше мы ходили в темноте и не понимали, что так нельзя делать, то сейчас понимаем и всё равно творим. А Господь говорит, что человек, сотворивший грех по неведению, будет наказан меньше чем тот, кто знал и всё равно сотворил.
|
Читать полностью
|
[О спасении души] - 26.01.14 |
|
|
03.02.14 10:03 |
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братия и сестры, поздравляю вас с воскресным праздничным днём. Вчера я был в Воронеже, в храме святой мученицы Татианы, вчера Церковь праздновала память этой святой подвижницы. По милости Божией так случилось, что, когда я пришёл к вере, принимал участие в организации этого храма, и приятно, что люди до сих пор помнят, подходят, выражают свою любовь. Но хочется рассказать вот о чём. В этот раз мы служили впятером, – пять священников, – с нами служил настоятель Никольского храма города Воронежа о. Пётр, – известный священник, который служит уже 47 лет. Необыкновенный духовный опыт, необыкновенная молитва рядом с ним: духовное чувство возникает, помыслы умиряются, – вот что значит человек, уже старец, который всю жизнь стоял у Престола, всю жизнь молился. Он сам очищается, и мир вокруг него очищается, – настоящий священник. И вот он принёс с собой фотоаппарат, показал фотографию, где он сфотографировал свою сестру, которой 74 года, и она недавно приняла монашеский постриг в Акатовом монастыре. Это удивительная фотография, на которой его сестра во время пострига – в белой рубашке до пят, с распущенными седыми волосами, делающая поклон. И видно, как пожилая женщина склонилась в поклоне, а на её месте, прямо стоит молодая, примерно тридцатилетняя, с чертами лица сестры отца Петра, только когда она была молодой, и с белыми крыльями. Говорят же старцы, что в Царстве Небесном все будут в возрасте 33 лет, – возраст совершенства, полной красоты и мудрости. Мы все решили, что это её ангел стоит и молится о ней во время пострига, либо душа её запечатлелась, которая не знает старости, ибо душа не стареет. Эта фотография потрясла всех, кто её увидел.
Не так давно я читал высказывание одного старца, который отвечает на вопрос о том, как в это непростое время спасти свою душу. И вот ответ: чтобы спастись, нужно начать жить в храме. Представляете? Жить в храме. Не «захожанином» быть, когда «как ни зайду, у вас всё «Христос воскресе» поют», – потому что заходит раз в год, на Пасху. И даже приходить в храм время от времени недостаточно, а нужно начать жить жизнью Церкви, надо жить в Церкви, взойти на этот спасительный ковчег – корабль спасения и быть в храме. Нужно жизнь положить на то, чтобы изменить себя, чтобы возненавидеть грех в себе и вокруг себя, стараться изо всех сил исправиться, – вот тогда спасёшься. Но не тогда, когда ты заходишь, свечку поставил, поклон положил, а в душе как был, так и остался: как блудил, так и блудишь, как ругался скверными словами, так и ругаешься. Почему многие люди уже почти десять лет в храм ходят, и не прекратили сквернословить? Почему ругаетесь матом? Вы знаете, что такое мат? Это бесовская «молитва». Ты произнёс матерное слово – это ты Матерь Божию похулил, это ты бесу «помолился»; а бес тут же: «вот он я! Что тут сломать, что тут разрушить, кого убить? Кого погубить, кого поссорить, какую болезнь вызвать?». Вот и знай: когда ты сквернословишь, ты беса призываешь.
|
Читать полностью
|
[В день Крещения Господня] - 19.01.14 |
|
|
30.01.14 15:53 |
Во имя отца и Сына и Святого Духа.
Братия и сестры, поздравляю вас с праздником.
Сегодня у нас было настоящее Всенощное бдение с Литургией. Я неоднократно говорил, что ночная молитва очень трудна – это настоящий подвиг, но вместе с тем она необыкновенно благодатна. Тому, кто отринув сон, отринув зов плоти, которая хочет спокойствия и побыстрее улечься в кровать, тому, кто подчинил себе плоть и встал на ночную молитву, Господь даёт Свои необыкновенные дарования и необыкновенную благодать. Мы становимся на ночную молитву три раза в год: на Рождество, на Крещение и на Пасху, – а на Святой горе Афон такая служба совершается каждый день, только мы молились пять часов, а на Афоне молятся 8-10 часов подряд. Представляете, какой подвиг несут эти люди!?
Каждый год перед наполнением бочек водой для её освящения, мы раздаём прошлогоднюю воду, которая простояла целый год, и не в серебряных сосудах. Знаете, как некоторые говорят: «Это вы серебряный Крест опустили в воду и она перестаёт гнить». Допустим, что я опустил в воду серебряный Крест, хотя в Церкви сейчас нет чистого серебра. Тогда представьте себе, как же освящается вода на середине реки Волга (ширина которой 2 км), которую в вырезанной «Иордани» освящали деревянным Крестом!? Это происходит потому, что Бог освящает воду, Бог даёт необыкновенное знамение в память о том событии, которое произошло 1984 года назад. Тогда Иисус Христос, наш Спаситель, пришёл на реку Иордан к Иоанну Крестителю, к которому приходили люди со всей Иудеи, каялись в своих грехах, просили прощения, и он трижды погружал их в воду в знак того, что они очищаются от греха. И вот пришёл Господь Иисус Христос, в Котором не было греха, и Иоанн Креститель прозрел это Святым Духом и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его». Господь был безгрешен, Ему не нужно было омывать грехи, – для чего Он это сделал? Господь показал нам путь смирения, показал благой пример, показал, что спасение человеку – от Бога. Если человек осознаёт свой грех, смиряется пред Богом, кается, – тогда водой и Духом Святым человек может обновиться, очиститься.
|
Читать полностью
|
|
|