[В Пасхальную ночь]-12.04.15 |
|
|
12.04.15 10:26 |
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братия и сестры, для начала мне хочется сказать эти жизнеутверждающие слова: Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!
Люди духовные знают этот удивительный феномен: сорок дней мы говорим «Христос Воскресе!», сегодня на службе много раз произносили эти слова, и они никогда не надоедают. Один человек написал о том, что много раз, собираясь в храм, сомневался – идти или не идти: то занят очень, то кто-то позвонил и отвлёк, то ещё какие-то обстоятельства. Но каждый раз, когда он преодолевал себя и приходил в храм, никогда потом не жалел об этом. Это духовный опыт, братия и сестры. Вы, может быть, тоже сомневались сегодня, идти в храм или не идти, и, стоя на долгой ночной службе, сомневались – уйти или остаться. Но вот вы остались, и вы выйдете сейчас из храма, и такую радость в сердце своём ощутите, такую Божию благодать, такое воистину Светлое Христово Воскресение, что никогда не пожалеете о том, что эту ночь провели в доме Отца вашего Всевышнего, исполненном благодати, настоящей любви и настоящей радости.
|
Читать полностью
|
[О душевном мире]-28.02.2015 |
|
|
03.03.15 17:07 |
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братия и сестры, идёт Великий пост, время, когда мы напрягаем свои силы – и душевные и телесные. И, когда мы напрягаемся, чтобы спастись, врагу нашего спасения этого не хочется, и он начинает на нас восставать, причём это восстание зачастую идёт изнутри нас самих. Только неделю мы постарались помолиться, попоститься, повоздерживаться – от телевизора, может быть, ещё от чего-то, и начинаешь чувствовать, что внутри поднимается некая накипь, муть: раздражение выскакивает, и другие страсти выходят наружу. Это враг искушает, хочет помешать нашему посту, вывести нас из душевного равновесия, чтобы мы потеряли мир в душе. А мир в душе – самое главное, многие святые отцы об этом говорили, призывая беречь, прежде всего, мир души. Ты можешь поклоны класть тысячами, и вообще ничего не есть, и ещё какой-то подвиг взять на себя, но всё это будет неугодно Богу, если в твоей душе не будет Бога, ведь Бог всегда даёт мир. Поэтому святые отцы учат, как различать помыслы – от врага пришёл тебе помысел, или от Бога, и говорят, что всякое смущение от диавола. Диавол, когда хочет навредить, смущает душу, и очень часто нападает «благими» на вид помыслами и под «благовидными» предлогами. Но, если чувствуешь внутри смущение, неспокойство души, ощущаешь какую-то тяготу – знай, что это не от Бога. Когда Бог приходит в душу, в ней водворяется мир и спокойствие, и ты знаешь, что нужно поступить так, и никак иначе. Бог не мучает душу, Он любит человека, поэтому, когда Бог приходит, душа радуется, умиротворяется и успокаивается в Боге. А диавол не любит душу и мучает её, ему нравится мучать. Мир в душе – это Божий дар. Но не путайте это состояние с тем, когда совесть спит в человеке. Это не мир Божий, это бывает, когда душа зачерствела от грехов и ничего не чувствует; он творит зло и беззакония, он убивает, обманывает, блудит, а на душе – броня, душа уже омертвела. Это спокойствие не Божие, это смерть души. А мир в душе – это любовь ко всему, умиротворение, внутренняя радость, и это надо стараться не потерять.
|
Читать полностью
|
[В Прощёное воскресенье]-22.02.2015 |
|
|
02.03.15 17:05 |
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братия и сестры, мы находимся накануне Великого поста, который начинается с завтрашнего дня. Это, однозначно, подвиг, испытание, это большой труд. Церковь на протяжении нескольких недель готовила нас к этому труду. Вот и сегодня в Церкви читалось Евангелие, которое открывает нам, каков должен быть настоящий христианский пост. В других религиях тоже есть посты, потому что человечество давно заметило, что если начать воздерживаться телесно, в чём-то ущемлять тело, то освобождается место для духа. Но христианский пост принципиально отличается от любого другого. Господь нас учит, что надо не только воздерживаться, ущемляя тело своё, но мы должны простить всем все их прегрешения. Надо переступить через себя, через свои обиды, неприязни, через своё, может быть, какое-то непонимание, и заставить себя всем всё простить. Вот тогда это будет настоящий христианский пост, а не просто «лечебное голодание». Господь открывает нам духовный закон: «Если простите ближнему своему всё, что имеете на него, то и Отец ваш Небесный простит вам ваши прегрешения; а если не прощаете грехи ближнему своему, то и Отец ваш Небесный не отпустит вам ваших прегрешений», которых, на самом деле, у каждого из нас великое множество. Ведь, если «взвесить» все наши грехи, то мы и убивали – собственных детей – аборты делали, и изменяли – блудили (а Господь сказал, что блудники в Царство Божие не войдут), и воровали, и обманывали, и зло распространяли: сплетни, клевету, лжесвидетельство – против всех заповедей мы согрешили и достойны ада. Но Господь даёт нам духовный закон, который поможет избежать ада: зло, которое тебе сделали люди, прости им, тогда и тебе Господь простит. Этот закон действует, братия и сестры, и в жизни это очень часто можно наблюдать. Чем строже ты судишь ближнего твоего, тем строже осудишься сам. Этот закон действует, он реален – Слово Божие пребывает вовек. Иногда мы доходим до этой истины и понимаем, что надо простить. И даже устами своими говорим: «Бог да простит тебя», а сердце не простило. Даже сказать «прости» бывает тяжело, а, чтобы твоё сердце очистилось от обиды и отпустило чей-то грех – это очень и очень трудно. Старая обида всплывает, как только увидишь обидчика своего, и опять гнев, неприязнь и раздражение, а, порой, и желание отомстить возвращается в твоё сердце. А Господь хочет, чтобы ты простил по-настоящему, от души, не только устами, но и сердцем отпустил другому человеку его согрешения; а для этого тебя самого должно «отпустить» – отлечь от сердца, чтобы сердце перестало злобиться при виде обидчика. Но это легко сказать, да трудно сделать, и мешает нам простить по-настоящему наше себялюбие. Слишком мы себя любим, слишком много гордыни, поэтому мы слишком большое значение придаём этим обидам. «Ах, он против меня!.. Как он посмел такое сказать!..» Это от того, что ты себя «несёшь» слишком высоко, твоё сердце заполнено тобой, твоей гордыней, именно из-за этого сердце никак не «оттает». Как только ты избавишься от гордыни и себялюбия, научишься Бога любить всем сердцем и помышлением и ближнего своего – хотя бы как самого себя – вот тогда ты получишь способность сердцем прощать других людей. Потому что, когда ты пытаешься научиться любить Бога и исполнять его закон, начинаешь видеть, сколько же в тебе самом несовершенства, сколько всего ты натворил, сколько раз ты обидел. Если гордое, наученное от диавола сердце всегда считает, сколько раз его обидели, и имеет претензии ко всему миру – сколько раз мир был несправедлив к нему, то, когда ты правильной дорогой идёшь к Богу, ты начинаешь видеть, сколько раз ты упал на этой дороге и сколько раз ты сам был несправедлив. И, когда ты свою собственную несправедливость видишь, ты ужасаешься: «Господи, да я сплошной грех и скверна, я творю зло и беззаконие, я достоин ада за свои грехи». И, придя к этому правильному помыслу, ты начинаешь прощать других. Ты видишь, что кто-то не смог переступить через свой гнев и наорал на тебя, и ты его жалеешь: «Господи, он не смог сдержаться, его гнев захватил, а гнев – это смертный грех, прости его!» Или завидует кто-то тебе, и его «корёжит» при виде твоего благополучия. И когда у тебя помысел, ты жалеешь этого человека: «Господи, и я завидовал, как меня это мучало и спать мне не давало, и вот брат мой сейчас мучается тем же самым, его пожалеть надо!» Когда ты видишь себя падшего и ужасаешься своим грехам, тогда ты просишь: «Господи, избавь меня от этого – от гнева, от зависти, от блуда, от пьянства – ведь сам я хочу бросить свой грех и не могу, Господи, помоги мне!» Ты чувствуешь свою немощь и начинаешь видеть немощи других людей, и тогда уже, если кто-то на тебя разгневался или досаду тебе причинил, ты понимаешь, что это такой же, как и ты, человек, и так же, как и тебя, его мучает диавол. Дух лукавый весь мир наш «закрутил», и мы, вместо того, чтобы жить счастливо, друг на друга нападаем и тратим время своё на зависть, ненависть, на ложь, нечистоту и всякую злобу; и эта злоба нас же самих и отравляет, нас самих «поедает» и делает нашу жизнь несчастной. Мы могли бы радоваться как дети – солнышку, травке, любимому человеку рядом – а мы, вместо этого ненавидим.
Сегодня, братия и сестры, Прощёное воскресенье, Господь и Церковь предлагает нам начать с самого главного – научиться прощать, тогда этот пост будет правильным: он будет не просто «лечебным голодом», а будет настоящим христианским путём – возвратом в Небесное Царство. Аминь. |
[О любви] - 04.01.15 |
|
|
30.01.15 17:37 |
Во имя Отца и Сына и Святаго духа.
Братия и сестры, представьте, что человек построил великолепный дом: прекрасные стены, колонны, пилястры и всякие благоукрашения. Но, если на эту коробку не будет поставлена крыша, то это будет бесполезный труд, и дом без крыши очень быстро разрушится. Точно так же и духовное делание всякого человека. Какими бы добродетелями ты не обладал – может быть, духовное рассуждение у тебя есть, может быть, ты молишься много, милостыню раздаёшь, может быть, чем-то другим прекрасны стены твоего духовного дома, – но, если не поставишь крышу – верх – а вершина всего любовь, то всё твоё богоугождение, рано или поздно, рассыплется. Про это говорит и апостол Павел: «Если я и тело своё отдам на сожжение, но если любви не имею, то никакой пользы мне в этом нет». Поэтому, братия и сестры, мне хочется призвать и себя, и вас помнить о том, что вершина всех подвигов – любовь, которая всё преодолевает, всем обладает; настоящую любовь ничто не может одолеть, даже смерть. Если ты молишься и кладёшь поклоны не из смирения пред Богом, не из ощущения своего недостоинства, а напоказ, – твои поклоны не угодны Богу. Если ты много ходишь в церковь, а любви и терпения к окружающим тебя людям не имеешь, – то и хождение это не приносит тебе пользы. Вот пример, к сожалению, близкий: болящий ребёнок, который часто кричит. Так сотворено Богом, что крик и плач ребёнка раздражающе действует на любого человека и очень мешает сосредоточится на чём-то, в том числе, и на молитве. Но если мы забудем любовь и скажем: «Выйди вон, не мешай нам молиться» – вся наша молитва погибнет, всё наше богоугождение исчезнет, мы не приобретём никакой пользы, хоть будем молиться в идеальных условиях. Это духовный закон: любовь превыше всего, и мы должны сосредоточиться на ней. В церкви, братия и сестры, как часто вместо любви мы видим всякую ненависть и разделение. Знайте, что всякое разделение от диавола. Бог хочет нас соединить в Нём Самом, а диавол хочет нас на куски разбить, в том числе, и любую церковную общину. Община церковная должна быть сосредоточением любви, в ней люди преодолевают все свои самости, самих себя преодолевают и соединяются в любви к Богу и друг ко другу. Такая община становится центром спасения, настоящей Церковью, которую врата адовы одолеть не могут. Но диавол этого не хочет, он хочет нас разделить. Поэтому так часто, стоя в церкви, мы замечаем, кто, в чём пришёл, кто какой список принёс на исповедь: «А-а, он две тетрадки принёс, вот грешник какой!» Да порой, «две тетрадки грехов» приносит человек, который ближе к Богу, потому что, чем ближе ты к Богу, тем больше видишь свои несовершенства, тем больше открывает Господь твоё духовное зрение, и ты перестаёшь замечать чужие грехи, а видишь свои. И ужасаешься, как же их много: «Господи! Да как же я раньше не видел, сколько во мне зла!» А вот человек, далёкий от Бога очень часто не видит своих грехов вообще. Святые отцы плакали и молились: «Господи, дай мне видеть мои согрешения, дай мне не осуждать брата моего, дай мне видеть и исправлять себя!» Это тоже, братия и сестры, очень важно. И надо понимать, что любое разделение – от лукавого, а любое объединение в Боге, в добре и истине – это воля Божья. Дай Бог нам всем приобрести духовное разумение и здравое рассуждение, понятие, где истина, а где ложь; пребывать в истине и возрастать в любви. Аминь. |
|
|