[О земном богатстве и Небесном Царствии] - 31.01.16 |
02.02.16 12:36 |
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Братия и сестры, сегодня в храме читалась Евангельская история о том, как ко Господу Иисусу Христу подошёл некий человек с вопросом, причём в Святом Писании сказано, что свой вопрос он задал, искушая Спасителя. Он спросил: «Учителю Благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» И ответил Господь: «Что ты Меня называешь Благим? Никто не Благ, только Один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не убивай, чти отца твоего и мать». То есть Господь пояснил, что нужно делать, чтобы войти в жизнь вечную: жить праведно призвал Господь. И ответил человек: «Всё это я исполнил от самой юности своей». Господь, взглянув на него, сказал: «Ещё одного ты не докончал: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и приходи, и следуй за Мной; и будешь иметь богатство на Небесах». Видя, как этот человек опечалился, ибо он имел, как повествует Писание, имение много – был богат, Господь сказал: «Как трудно богатому войти в Царство Небесное; легче верблюду пройти сквозь иглины уши, чем богатому войти в Царство Небесное». Все, кто это слышал, начали недоумевать и вопрошать Господа: «Кто же тогда спасётся?» И ответил Господь: «Невозможное у человеков, возможно у Бога». Вот, я вам пересказал этот Евангельский текст, и что из него мы должны почерпнуть? Во-первых, про богатство. Здесь имеется в виду богатство не только внешнее – рубли, золото, драгоценности, какие-то другие имения и приобретения. Такое внешнее богатство – Божий дар, но, одновременно, и испытание: оно даёт возможность творить больше добрых дел, больше помогать, и тем спасать свою душу, но также и даёт возможность больше угождать себе, творить больше зла, кутить, блудить, покупать себе всё, что пожелается и так далее. И если это богатство неправильно употребить, то вместо благословения оно превратится в проклятие и в погибель. И действительно, человек, неразумно употребляющий то, что ему дал Господь, очень часто идёт в погибель. Но здесь, братия и сестры, имение – не только видимое богатство, но и всё, что мы имеем. А мы порой считаем, что мы заимели какие-то добродетели, и, делая что-то доброе, складываем это мысленно в «копилочку» в уме своём: «а я помолился, а я в храм пришёл, а я милостыню подал, а я на кирпичик в храм дал… А я то, а я это…» И потихонечку в человеке растёт тщеславие; человек думает, что он спасается делами милосердия, но напомню вам другое место Святого Писания. Фарисей говорил: «я десятину даю, я пощусь, я то делаю, и это делаю», однако ушёл из церкви неоправданным, хотя и исполнял внешне весь Закон. А мытарь, который бил себя в грудь, не смея поднять глаза на небо, и просил искренно у Господа прощения, ушёл оправданным из церкви, получив прощение у Бога. Тщеславие – очень страшный грех, и как же сильно оно поразило и ум и сердце человека! Как часто мы выпячиваем всё, что сделали доброго, как часто мы хотим показаться праведниками, хотим, чтобы все узнали, что мы на церковь что-то даём и «трубим» об этом во всеуслышание. Часто такое бывает, очень часто, и это страшно. Знай, что, когда «раструбил» ты всем про свой добрый поступок, этот добрый поступок у тебя отнялся, исчез из твоей заслуги, ибо Господь призывает нас делать добро тайно. И тогда Отец Небесный, видя тайное, воздаст тебе явно. Святые отцы учат отделять внешние дела от внутренних. Кто-то и вид благообразный имеет, и улыбается всем, и во всём кажется праведным, но скажи такому человеку, что он, на самом деле, грешник – и мнимый праведник выйдет из себя и будет доказывать, какой он хороший, и как его не поняли и оскорбили. Это тщеславный человек, порабощённый диаволом, и всё доброе, что он сделал, диавол у него отнял, потому что гордый ум всегда находится в плену у диавола. А знаете, как самого себя проверить и как от этого избавиться? Святой Максим Исповедник говорит так: ничто так не разрушает тщеславие, как тайная добродетель и частая молитва. Попробуй делать что-то доброе, чтобы об этом никто не знал, и тогда поймёшь, что двигает тобой в твоих делах – желание прославиться или желание творить добро ради Христа. Братия и сестры, диавол уловляет нас во всей нашей жизни через разнообразные искушения, в том числе, и через тщеславие. Мы думаем, что мы добрые, что уже исправились, но, чуть нас тронь – а внутри гниль гордыни. Дай Бог, чтобы нам увидеть в себе эту гниль, ведь, если не увидим, то и не исцелимся от неё. Святой Антоний Великий говорил, что увидеть в себе грех – гораздо выше и важнее, чем увидеть Ангелов. Многие гонятся за видениями: «Мне Богородица приснилась! Я свет сияющий видел!», а святые отцы говорят, что лучше нам грехи свои видеть. И дай нам Бог, братия и сестры, избавиться от всякого греха, от всякой суеты, от всякого ила наносного, чтобы осталась в нас настоящая любовь, настоящий Божий Свет, который нам Господь даёт; и чтобы творили мы добрые дела не ради того, чтобы нас кто-то похвалил, а ради Самого Христа, ради правды и любви Божией. Аминь. |