[Афонские старцы о молитве] - 13.12.15 Печать
23.12.15 09:26

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братия и сестры, поздравляю вас с праздником. Господь сподобил, и я начал читать очень интересный календарь – «Школа молитвы». В нём высказывания афонских старцев о молитве. По их мнению, и по мнению всех святых отцов, молитва – самое главное наше делание на земле. Мы можем просто проживать жизнь свою в изгнании, ибо здесь, на земле, мы находимся в изгнании, в школе испытаний, в месте временном, трудном, где каждому из нас придётся многое пережить и многому научиться. Мы можем просто проживать это время в ожидании конца, а можем меняться к лучшему, ещё здесь, на земле, соединяя свой ум с Богом, пребывая в молитве, возрастая от силы в силу и приближаясь к Богу. Ещё здесь, на земле, мы можем начать вкушать то духовное состояние, ту радость от общения с Богом, которую приготовил Бог любящим Его. Молитва – это самое главное, без молитвы невозможно приблизиться к Богу.

 

Конечно, афонские старцы описывают свою молитву и своё духовное состояние, которое нам и не снилось. Потому что наша молитва суетная, мы погрязли в суете сует, и, даже в храм приходим, а мысли наши, в основном, вращаются вокруг привычной нам суеты: кто нам должен, кто нам чего-то  дал или, наоборот, недодал; как устроиться получше, как повкусней поесть, как покрасивей выглядеть, как кого-то соблазнить – бывает и такое. Вот такая наша молитва нечистая. Афонские старцы вкусили чистую молитву и описывают состояние благодати: душа плавится от любви, такая радость и созерцание Бога. И вот, один старец пишет о том, что он уже думал, что в этом созерцании познал Бога и Бог вошёл в его сердце – но нет: думал, что с Богом, но ещё не с Богом, хоть и дошёл до состояния созерцания. Другой подвижник пишет о том, что, приближаясь в молитве к Богу, чувствуя Его необыкновенную любовь, благодать и радость, он видит в себе присутствие и беса. Представляете, молитвенник, праведник, оставивший мир, видит в себе действие беса. Мы-то, по гордыне своего ума, чуть только какая-то теплота в молитве появилась, или видение какое-то увидели или сон чудный, тут же: «я благодатный, я сподобился посещения Божия…». А святые отцы говорят, что надо бояться видений и идти на исповедь, если что-то такое «увидел», потому что существует такое явление, как прелесть: человек думает, что он с Богом, а он находится в состоянии самомнения, очарования самим собой и бесом. Думая, что он с Богом, падает в пропасть погибели, в пропасть гордыни. Величайшие духовные люди боялись прелести, боялись, что бес украдёт все их подвиги, всю их молитву, боялись возомнить себя лучше других. Так молился преподобный Силуан Афонский: «Господи, не дай мне возмечтать, что я лучше других, но даруй мне считать себя хуже всех и никого не осуждать, но себя судить строго». Это молитва святого старца. А мы как? Чуть что-то узнали – «знание надмевает», и мы сразу кидаемся учить других; чуть что-то почувствовали в молитве или сон увидели (ещё неизвестно, от кого этот сон, бывает, что бес является в виде ангела, чтобы соблазнить человека и на ложный путь направить), а мы тут же хвалимся, будто сподобились посещения Божьего. Бойтесь гордыни, братия и сестры, бойтесь лукавого ловления, старайтесь считать себя недостойными никаких Божиих милостей. Хотя, Господь нас, недостойных, всё равно и милует, и прощает, и является нам Своей благодатью, очищает наш ум и сердце. Попросим Бога: «Господи, прогони тьму нашу, помилуй нас, очисти, и вселись в наши сердца Твоею благодатью, и руководи нашими делами, словами и помышлениями». Аминь.