[В день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского] - 02.01.15 Печать
29.01.15 12:26

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братия и сестры, празднуем мы память святого Иоанна Кронштадтского. Это необыкновенный святой, которого Господь послал, можно сказать, в последние времена. Сохранились воспоминания о нём тех, кто лично его видел, молился с ним, слышал, что он говорил. Необычна жизнь праведного Иоанна. Он родился в семье священнослужителя, с четырёх лет был на клиросе, с детства изучал Святое Писание, – то есть, ещё в раннем возрасте он припал к Божией правде. Мы его называем праведный Иоанн Кронштадтский, а что значит праведный? Тот, кто живёт по Божией правде. Мы же Божию правду не всегда соблюдаем, а иногда и не знаем её, поэтому много скорбей получаем в жизни. Когда человек не живёт по Божией правде, он похож на слепца, который идёт и постоянно ударяется то об одно, то о другое, – так и в нашей жизни происходит.

Святой Иоанн Кронштадтский, после рукоположения в священный сан, взял на себя подвиг – жить в чистоте, несмотря на то, что он был женат, и они с супругой жили как брат и сестра. Как с детства праведный Иоанн привык отсекать похотения плоти, так и, будучи взрослым, стремясь к чистоте – внутренней, духовной чистоте – он хранил девство, и супруга его несла вместе с ним этот подвиг. Конечно же, это тяжёлый подвиг, и не всегда он находил понимание, даже среди церковного начальства. Несколько раз вызывали его к архиерею, требовали прекратить такую жизнь, но праведный Иоанн настоял на своём.

Он служил Литургию каждый день, когда она была положена. Представляете, что такое молитвенно жить – каждый день быть в церкви? Те, кто видел его в молитве и молился с ним, рассказывали, что его молитва была как огонь. Он не любил каких-либо задержек на службе, когда клирос «тормозит» или что-то не вовремя произносится. Его молитва была – непрерывное движение к Богу, без остановок. И, по воспоминаниям, молиться с ним было необыкновенно сладостно: отступали страсти, приходил мир в душу, молитва становилась живой. Ведь, бывает разная молитва, бывает, что только словами молятся, а сердце молчит при этом. Те, кто молились рядом с Иоанном Кронштадтским, говорили, что и сердце начинало молиться, и ум, и его молитва просто «захватывала» всех. Он имел великое дерзновение пред Богом и вымаливал многих – больных, заблудших; к ним возвращалось здоровье и нормальное состояние души, и ум просветлялся. Причём, он с большим дерзновением это делал. Например, Таинство Соборования, по церковным правилам, положено в одной болезни совершать только один раз. То есть, пособоровался человек, и, если исцелился – слава Богу, если не исцелился – видимо, эта болезнь для чего-то попущена от Бога, и не дерзай повторно просить об исцелении, – терпи и смиряйся. А праведный Иоанн просил и просил Господа, пока человек не выздоравливал. Видимо, такая любовь была в сердце святого, такое сострадание, что он не мог поступить иначе. Очень пёкся святой о нищих, о людях, страдающих недугом пьянства, обо всех несчастных. Когда утром праведный шёл на службу, справа и слева выстраивался живой коридор из просителей, и он в каждую протянутую руку клал монетку. По всей стране он создавал мастерские, называл их «домами трудолюбия», в них приходили люди, желающие исправить свою жизнь, в том числе, бывшие преступники, алкоголики, и, через труд во славу Божию они исцелялись от своих недугов и приносили пользу Церкви, людям и самим себе.

Святому праведному Иоанну, как Божиему пророку, были открыты судьбы России; святой говорил, что, если народ не покается, придёт разорение, будут страшные потрясения и многие беды. Люди не покаялись, и беды пришли: революция, ненависть, резня гражданской войны. Весь этот ужас пришёл в Россию из-за того, что люди не захотели жить по Божией правде. Начали жить по своей хищности, по своей жадности, по своим похотям и не хотели от всего этого отойти. Вследствие этого пришло большое наказание, Божие попущение: вся страна оказалась предана во власть своих же страстей. А человек в страстях – разрушитель, он всё рушит: и свою собственную жизнь, и жизнь тех, кто находится рядом. И люди, погрязшие в болоте страстей, разрушили страну, убили Царя, многих священников, друг друга поубивали. Вот такие беды и потрясения пришли из-за нашей нераскаянности, из-за нашего ожесточения сердца. А праведный Иоанн всё это предвидел, он знал, что так будет, если народ не покается. И вот сейчас мы молимся ему, но имеем такие же нераскаянные сердца, как и тогда. И заботимся мы не о соблюдении Божиих законов, которые говорят: прощай, помогай, люби ближнего хотя бы как самого себя. Представьте, что будет, если каждый поступок будет предваряться вопросом к самому себе: «А я хотел бы, чтобы со мной так поступили?» Например, ты хочешь кого-то наказать, обличить, рассказать чей-то грех… Спроси себя – ты хочешь, чтобы тебя наказали, чтобы твоё «нутро» наружу всплыло? Если перед любым твоим поступком ты будешь задавать себе этот вопрос, ты научишься любить ближнего как самого себя, и, чего не хочешь себе, того и другому не сделаешь. Жизнь наша тогда очень сильно бы изменилась, это и было бы исполнение Божией правды в нашей жизни, это было бы духовное делание. Мы же часто думаем, что достаточно лоб в поклонах «расшибить» – и ты этим Богу угодишь. Нет, не угодишь. Богу ты угодишь, когда начнёшь жить по Божией правде, когда станешь праведным. Так вот, Иоанн Кронштадтский – это пример праведности, пример жизни по Божией правде. Это светильник, который Господь зажёг в трудные времена, чтобы он светил многим, и чтобы люди в его свете не набивали себе «шишек», а избегали многих бед и опасностей. И чтобы шли светлой дорогой ко Христу. Аминь.