История нашего храма Печать
15.03.12 17:07

Из Российского Государственного Архива Древних Актов (г. Москва), историк-краевед А.И. Гамаюнов передал нам тексты документов хранящихся в этом Архиве, которые рассказывают нам о возникновении нашего села.

Историю села Студенец (Нижний Студенец-Патриаршее-Водопьяново-Донское) начнём с выдержки из книги «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (1902 г. П.П. Семёнов-Тян-Шанский, В.П. Ламанский):

«Станция Патриаршее Задонского уезда Воронежской губернии. От этой станции идёт к югу почтовая дорога, на 36 вёрст длиной, ведущая в Задонск. На 4-й версте этого пути, на левом берегу Дона находится обширное село Патриаршее. Ныне село это имеет 6 тыс. жителей, волостное правление, школу, больницу, лавки и кирпичные заводы. Кроме земледелия жители села занимаются выделкой пшена, которым ведут значительную торговлю».

Историю нашего села можно прослеживать с конца 17 века. Из документов видно, что история села Донское напрямую связана с историей Лебедянского села Куймань, которое было патриаршей вотчиной ещё до зарождения Нижнего Студенца; а также с историей Лебедянского Троицкого монастыря.

В 1680-м году Лебедянский Троицкий монастырь Яблонова пустынь со всеми угодьями по прошению Святейшего Патриарха Иоакима стал патриаршим, т. е. - принадлежащим Патриаршему Дому. Близко к этому времени к Патриаршему Дому отошли и некоторые сёла в Лебедянском уезде. Так, в селе Куймань находилось главное монастырское подворье и патриаршая канцелярия. С 80-х годов 17-го столетия активно пополнялся земельный фонд патриаршего хозяйства.

Вот так же, видимо, была обменена и пустошь у реки Студенец близ впадения в Дон, ради мельницы, которую удобно было там поставить, чтобы давала доход в Патриарший Дом. Известно, что первый год работы домовой мельницы - 194-й (по-нашему: от 1-го сентября 1685 года до 1 сентября 1686 года).

В 1691-м году из Патриаршего дома пришло распоряжение построить вторую мельницу на р. Студенец.

В книге Холмогорова В. И. «Материалы для истории церквей…и станиц Донской области» есть документ о том, что «196-года (1688 г.) мая 13-го по Указу Святейшего Патриарха и по отписке и росписи Лебедянского уезда Патриаршего домового Троицкого монастыря Яблоновой пустыни игумена Иосифа … выдано из казны и послано со иеромонахом Филаретом в Елецкий уезд, Патриаршие домовые вотчины села Студенец в новостроенную церковь Богоявления Господня книг в печатном переплёте:

1. Евангелие Напрестольное...печатано на Александрийской бумаге, печати 193 г. (1684/85г.), облачено бархатом гладким, чёрным».

Этот документ говорит о том, что 13 мая 1688 года церковь в Студенце была уже построена и для богослужений в неё были присланы из казны Троицкого монастыря книги. По предположению археогрофа Липецкого архива Н.П. Селезнёва, церковь строили в 1687 году и освятили на престольный праздник Богоявления – Крещения Господня, 6 января (ст. стиль) 1688 года. Это была деревянная церковь, которая сгорела, а на её месте начали строить каменный храм.

Поэтому 1688 год можно считать годом рождения нашего села.

Фото Богоявленского храма 1935 года

Из воспоминаний старожилов Богоявленский храм села Патриаршее (ныне Донское) строили на пожертвования прихожан. Особенно крупную сумму пожертвовало богатое семейство, о котором известно, что в селе их прозвали Зиновевы, фамилия их была Шкарины и жили они на ул. Донской. Центральную часть храма построили и освятили в 1800 г., а в 1862 г. достроили и освятили приделы: правый – свят. Митрофана, левый – свят. Тихона Задонского, в трапезной части – Успения Пресвятой Богородицы.

По расписанию штатов на 1885 год при церкви положены два священника, дьякон, два псаломщика и просфорня. При храме в отдельном здании располагалась церковно- приходская школа, которая была учреждена 17 января 1884 года. Имелась церковная библиотека, которая насчитывала 100 томов.

Зимой 1932-1933 года, когда Богоявленский храм закрывали в первый раз, произошли народные «церковные» волнения: люди не хотели отдавать церковь и оказали сопротивление властям. Во время этих волнений был убит церковный сторож Герасим Курдюбов, пожилой уже человек, который не хотел отдавать ключи от храма активистам от безбожников. Он с ключами побежал от храма домой, собираясь их спрятать, но один из активистов, бывший гораздо моложе сторожа, догнал Герасима на его огороде и убил, а ключи забрал.

Власти, чтобы подавить сопротивление верующих, вызвали отряд красных казаков – на лошадях и с нагайками. Во время разгона православных была убита одна женщина, имени которой в селе уже не помнят. Возможно, убийство это было случайным, но и её смерть – смерть за Христа. В это время ктитор церкви В.В.Буков поехал в Москву к М.И. Калинину, с которым был знаком с молодости – по Донбассу, - просить помощи, чтобы вернуть храм верующим. М.И. Калинин, действительно, помог, - храм вернули, выпустили и священника, даже не завели на него «дело». Правда, самому Василию Васильевичу пришлось бежать в Донбасс, т.к. дома его уже ждали с арестом.

Милостью Божией храм к празднику Троицы 1933 г. вернули верующим, - слишком упорным было сопротивление народа. Но через несколько лет безбожная власть своего добилась: в 1935 году храм закрыли окончательно, и почти на 70 лет замерла в нём молитва.

Второе закрытие храма обошлось почти без волнений, - народ уже «перевоспитали» в духе страха и безнадёжности. Тогда был арестован и ставший священномучеником настоятель храма о. Николай Садовский. Вскоре храм стали переделывать под клуб.

Вид храма с центрального входа (фото 2005 года)

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в августе в 2000 года причислил сщмч. Николая к лику святых. Таким образом, наш храм и всё село Донское приобрело святого молитвенника и Небесного покровителя.

Весной 2004 года храм был возвращён Русской Православной Церкви, одновременно начался ремонт и стали проходить службы. Первое богослужение состоялось 6 мая 2004 года, в праздник св. вмч. Георгия Победоносца.

Указом Высокопреосвященнейшего Никона, Архиепископа Липецкого и Елецкого, от 4 мая 2004 года настоятелем Богоявленского храма с. Донское назначен иерей Роман Карпов (с 5 мая 2004 года). Для богослужений Владыка Никон подарил в Богоявленский храм семисвечник, напрестольное Евангелие, евхаристический набор и икону Пресвятой Богородицы «Донская».

Вначале богослужения возможно было совершать лишь в трапезной части придела свт. Митрофана Воронежского, – в ДК там располагалась библиотека. На границе трапезной части и четверика соорудили импровизированный алтарь, отделив его занавесками. В алтарной части придела в годы запустения находился кабинет директора ДК, в четверике – фойе, в котором проходили дискотеки.

К престольному празднику Богоявления зимой 2005 года алтарная часть и четверик были отремонтированы, к осени 2005 года закончен ремонт всего придела.

В центральной части храма, отделённой от приделов сплошной стеной (арки заложены кирпичом), располагался зрительный зал, в её алтаре была сооружена сцена.

На фото центральная часть храма и левый придел

Левый придел – свт. Тихона Задонского дважды горел. Первый пожар в начале 1960-х годов начался с котельной, которая находилась в подвальном помещении под этим приделом. Последний пожар был в 1996-97 г.г., возгорание произошло в алтарной части, где тогда располагался кабинет директора ДК. После второго пожара эту часть уже не ремонтировали, а устроили там свалку мусора. Несколько КАМАЗов этого мусора было вывезено весной 2004 года, как только здание вернули Церкви.

Колокольня над входом была полностью разрушена, в её нижней части устроили билетные кассы и кинобудку; от купола с барабаном над четвериком храма не осталось и следа.

На прихрамовой территории, по воспоминаниям старожилов, находились часовня, крестильня и, вероятно, свечная лавка, - эти строения в советские годы были полностью разрушены. За алтарём было церковное кладбище, где хоронили священнослужителей, благодетелей церкви и т.д. После 1935 года территорию кладбища выровняли бульдозером, на нём был разбит парк, (который в последние годы работы ДК пришёл в запустение) и устроена летняя танцплощадка. Летом 2004 года под руководством настоятеля храма и председателя Приходского Совета о. Романа танцплощадка была демонтирована, и на прихрамовой территории начались работы по её расчистке от сплошных зарослей сорной растительности, сухих и сгнивших деревьев, мусора и т.д.

Общая площадь храма составляет 1164 кв. м. У общины нет генерального спонсора, но восстановительные работы идут благодаря пожертвованиям прихожан и постоянной благотворительной помощи производственно – художественной мастерской «Патриарший лес», которая, помимо изготовления для нашего храма Престола, жертвенника, центрального аналоя и др., вкладывает и денежные средства в строительство храма.

Периодически оказывают помощь предприятия и организации: Лукошкинский глиняный карьер; Хмелинецкий каменный карьер – техникой, Хлебоприёмное предприятие – средствами и рабочими; заповедник «Галичья гора» – студентами и рабочими с трактором.

В результате совместных трудов настоятеля храма о. Романа, прихожан храма и его благотворителей, – в правом приделе заменены полы, зашпаклёваны, оштукатурены и побелены стены и потолок, полностью переделана система отопления, приобретена церковная утварь.

В 2010 году алтарный иконостас приобрёл законченный вид: закончена резьба, изготовлены иконы верхнего ряда и Царских Врат.

В центральной части храма и в левом приделе (свт. Тихона Задонского) проделана колоссальная работа: вынесено, а позже вывезено с территории храма около 700 куб.м. мусора, размонтированы кинобудка, балкон, сцена, железобетонный пол кинозала; разобрана каменная перегородка между колоннами, над трапезной частично разобран потолок, подвешенный на балках и рельсах при переделке храма в клуб и закрывающий храмовый свод.

Параллельно проводились изыскательские, архитектурные, проектные и подготовительные работы для начала восстановления всего храма.

Заслуженный архитектор России Щёколев В.В. ещё осенью 2008 года обнаружил в фасадной части храма над колоннами сгнившую дубовую балку. Могло произойти разрушение фасада. Не сразу о. Роману удалось найти грамотных специалистов, которые смогли бы по частям заменять дубовую балку и вставлять вместо неё металлические детали. В феврале 2009 года были закуплены строительные материалы, а в марте сгнившая балка была заменена на металлическую.

Работы по благоустройству территории начались с началом возрождения храма. Вначале это было окашивание территории, расчистка от сорной растительности, старых спиленных деревьев и другого мусора. И в настоящее время регулярно проводятся воскресники по благоустройству территории и поддержанию её в порядке.